В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с человеком, его социализацией, самосознанием, идентичностью, духовной жизнью, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной российской школой поставлена масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, интегрирующим не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную, культурную жизнедеятельность школьника. Необходимость решения данной задачи приводит к тому, что в системе общего образования актуализируется значимость таких процессов, как воспитание, развитие и социализация личности, в связи с чем впервые в истории российского образования в Федеральный государственный стандарт общего образования введен воспитательный компонент.
Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой сформулированы современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, определена важнейшая педагогическая цель современного образования, охарактеризованы основные принципы построения открытого и нравственного уклада школьной жизни, даны определения некоторых фундаментальных социальных и педагогических понятий.
Воспитание – составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве гимназии и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Педагогический коллектив гимназии « Альтернатива» рассматривает воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, предполагающий взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самоорганизацию.
Соответственно, главная цель воспитательного процесса гимназии - воспитание личности
- как носителя предметно – практической деятельности и познания;
- как источник активности, направленной на объект, познающей и изменяющей мир, природу, общество;
- как хозяина своей судьбы;
Цель реализуется:
- через формирование мотивационно – потребностной сферы личности на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей (темперамент, способности, ценности, социальный опыт);
- через обеспечение приоритетности учебно–познавательных мотивов во всей жизнедеятельности гимназистов и динамичности процесса построения межличностных связей в общении детей, что способствует развитию самосознания личности, её моральных качеств и нравственного облика.
Общие задачи духовно – нравственного развития, воспитания и социализации гимназистов классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими.
Приоритетные направления воспитательного процесса гимназии на ступени начального общего образования:
- Гражданско – патриотическое воспитание.
- Духовно – нравственное воспитание.
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
- Интеллектуальное воспитание.
- Здоровьесберегающее воспитание.
- Социокультурное и медиакультурное воспитание.
- Культуротворческое и эстетическое воспитание.
- Правовое воспитание и культура безопасности.
- Воспитание семейных ценностей.
- Формирование коммуникативной культуры.
- Экологическое воспитание.
Основными направлениями деятельности гимназии по духовно – нравственномуразвитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации гимназистов, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:
- Обеспечение принятия гимназистами ценности Человека и человечности;
- Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере отношений к России как отечеству;
- Включение гимназистов в процессы общественной самоорганизации;
- Содействие социализации гимназистов в семье;
- Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии;
- Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования;
- Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере здорового образа жизни;
- Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере отношений к природе;
- Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере искусства.
Успешно решать задачи воспитания личности позволяет:
- объединение объектов воспитательной деятельности и укрепление взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организациионно-деятельностного, оценочно-результативного);
- расширение диапазона возможностей воспитательного воздействия на личность гимназиста;
- создание условий для её самореализации и самоутверждения, что способствует развитию творческого потенциала, проявлению неповторимой индивидуальности каждого ученика, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Позитивное воздействие на воспитание личности оказывает процесс формирования и развития традиций гимназии, гуманистических отношений между взрослыми и детьми, совместная творческая, развивающая деятельность гимназии, семьи, общественности, стремление к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины на основе сотрудничества, сотворчества, соуправления, развитие системы ученического самоуправления.
Глубоко осознавая, что фактором эффективности процесса воспитания является его системность (системность целей, содержания, методов и форм), коллектив гимназии взял за основу форму воспитания по блокам, рассчитанную на все годы обучения. Материал каждого года включает блоки:
- Воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека.
- Психическое развитие (от развития произвольности психических процессов к самопознанию, самоопределению).
- Овладение этикетом по уровням.
- Приобщение к здоровому образу жизни (от элементарных сведений о гигиене до самоорганизации здорового образа жизни).
- Развитие самоуправления и творчества (от формирования опыта деятельности доколлективной деятельности)
Блок дает возможность:
- Овладеть теоретическими знаниями;
- Сформировать практические умения и навыки;
- Предоставить условия для самовыражения;
- Научиться анализу и самоанализу;
- Появиться потребности в дополнительном образовании;
- Привлекать родителей к формам воспитательной работы;
- Выходить на контакт со специалистами, творческими людьми;
- Использовать широкое разнообразие форм работы;
- Посещать историко – литературные места.