Дополнительное образование в воспитательной системе
гимназии «Альтернатива»
Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования учащихся в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Заинтересованность гимназии в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Основное предназначение дополнительного образования в гимназии – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Цель дополнительного образования: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, внеурочная деятельность в гимназии позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
-решить проблемы занятости подростков, профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-обеспечить занятость детей и подростков по интересам во внеурочное время;
-сохранить и развить сеть кружков дополнительного образования детей;
- социализировать подростков в сфере дополнительного образования.
Система дополнительного образования в гимназии «Альтернатива», в рамках реализации ФГОС включает в себя разнообразные направления, которые предоставляют большие возможности для сохранения и развития педагогических традиций и, одновременно позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Именно в системе дополнительного образования стал возможен индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации. Отделение дополнительного образования предоставляет ребёнку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдёт себе близкий род занятий.
Учебный план по дополнительному образованию в рамках реализации ФГОС разработан на основе учёта интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.
Система работы
по организации внеурочной деятельности
в НОУ гимназии «Альтернатива» на 2016/2017 уч.г.
№ п/п |
Содержание деятельности |
Время |
Ответственные |
|
Работа кружков (1-4 кл.) Общеинтеллектуальное направление:
- «Занимательная грамматика»
Спортивно-оздоровительное направление:
Социальное:
|
по расписанию
по расписанию
по расписанию
по расписанию
по расписанию |
Бабонина Н.Г.
Бабонина Н.Г., Чурсина И.В., Щекланова В.Н., Леденева Э.А., Чурсина И.В.
учителя английского языка
Белова Е.С.
тренер секции
Шишка Т.И., Русанова Т.К.
|
|
Работа кружков (5-6 кл.) Общеинтеллектуальное направление:
Общекультурное направление:
Спортивно-оздоровительное направление:
Духовно-нравственное направление:
Социальное направление :
|
по расписанию
по расписанию
по расписанию
по расписанию
по расписанию |
учителя английского языка
Васильева А.В.
Антипина И.В.
Антипина И.В.
Барабанщикова Е.В. |
|
Общешкольные мероприятия, единые классные часы, беседы, праздники, дни здоровья по направлениям: 1-4 кл.
5-6 кл.
7-11 кл.
|
по плану
по плану по плану
по плану
по плану
по плану
по плану |
Богатикова О.Л. Бабонина Н. Г.
Богатикова О.Л.
Богатикова О.Л. |
|
Походы, экскурсии:
|
в течение года |
Антипина И.В. Кл. руководители Воспитатели |
|
Внешкольное дополнительное образование:
|
по расписанию |
|
Внеурочная деятельность по предметам, входящим в учебный план, как правило, организуется в рамках предметных кружков, факультативов, научных обществ обучающихся и т. д. План внеурочной деятельности по предметам общеобразовательной программы разрабатывают педагоги по поручению школьной администрации.
Реализация перечисленных направлений внеурочной деятельности осуществляется посредством различных форм организации образовательной деятельности, отличных от урочной системы обучения, таких, как: экскурсии, кружки, секции, студии, круглые столы, конференции, диспуты, научное общество школьников, олимпиады, конкурсы, соревнования.
При организации внеурочной деятельности предполагается использовать возможности учреждений дополнительного образования: музыкальные и художественные школы, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, Дом пионеров и школьников, Дворец Культуры, детские библиотеки и т. д.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в гимназии: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.
Отчётные и итоговые занятия проводятся в форме тематического тестирования, анкетирования, собеседования, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие). В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования), здесь:
- когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях);
- мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности);
- эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.);
- коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость);
- креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).
Все проводимые мероприятия расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к учебе, прививают навыки культурного поведения и общения, способствуют здоровому развитию личности каждого ребенка.
Занятия проводятся по программам дополнительного образования. Все занятия по реализации программ дополнительно образования как художественно-эстетической направленности, так и физкультурно-спортивной проходят в форме кружков, творческих объединений и спортивных секций. Все занятия проходят по расписанию, составленному в полном соответствии с нормами, прописанными в «Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
Программная организация образовательного процесса позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарными приёмами до самостоятельного творчества, сознательного выбора и, возможно, приобщения к одной из профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации.
Принимая во внимание системные изменения, педагогический коллектив гимназии, работая над реализацией поставленных задач, прошёл непрерывный путь преобразований школы. Внедрение стандартов нового поколения в дополнительное образование создают условия, направленные на повышение воспитательного потенциала нашей гимназии. Удалённость от научных и учебных центров потребовали создания собственной модели инновационного образовательного учреждения, которое бы отвечало этим запросам. С этой целью и был сформирован данный учебный план, который позволяет:
- Выполнить в полном объеме государственный заказ;
- Учесть интересы и возможности обучающихся;
- Учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива;
- Сохранить единое образовательное пространство
Ожидаемые результаты от реализации модели внеурочной деятельности в дополнительном образовании в соответствии с ФГОС:
1.Развитие личности обучающегося:
- психологическая комфортность обучающихся в период адаптации;
- сформированность внутренней позиции школьника, мотивации
учения;
- сформированность правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм;
- сформированность ценностей семьи у школьников;
- сформированность представлений школьников о здоровом образе жизни;
- участие в разнообразной творческой деятельности;
2.Сформированность навыков организации досуга :
-увеличение числа детей, охвачен